Простые Игры Для Обучения Чтению!

Автор: Ирина Климова на 9:05
Давайте поговорим сегодня о том, как научить малыша читать, и тема эта, оказывается, не такая простая, как может показаться на первый взгляд.

Моей дочери уже 4года и 3 месяца. К 2,5 годам Полина знала все буквы, и мы начали изучать слоги. В какой-то момент она начала с моей помощью прочитывать слова, но тут в нашу жизнь были внесены коррективы.
Некоторое время я не занималась с Полиной чтением, а когда возобновила занятия, оказалось, что мы потеряли все завоёванные позиции и откатились опять к буквам. Ребёнок в раннем возрасте быстро запоминает, но и быстро забывает, если с ним не заниматься.

Последующие наши занятия, убедили меня в том, что чем старше становиться ребёнок, тем сложнее его научить читать, тем больше для этого требуется усилий. Малыш становиться более избирательным в своей деятельности и в играх.

И ещё одно заблуждение, с которым мне пришлось расстаться.


Даже когда ребёнок научился читать, занятия с ним не должны прекращаться. Может Малыш прочитать слово и родители успокаиваются. Нет и ещё раз нет. Это только начало. Нужно подбирать правильную литературу, разъяснять слова, формировать у ребёнка уверенность в необходимости чтения и от беглого чтения вслух переходить к чтению в уме.

Как видите работы много, но у меня для Вас хорошая новость! Существует много интересных и замечательных игр по обучению чтения, которые помогут сделать этот путь весёлым и интересным!

И в каждую такую игру Вы можете внести свои изменения в зависимости от тех задач, которые Вы ставите перед ребёнком. Игру можно упростить или усложнить. А иногда малыш сам придумывает такие повороты, что только удивляешься. Как получилось, например, в нашем случае.

Игра «Украшаем слово» (Слоги или Буквы)

На листе бумаге большими буквами карандашом пишем слово, например, КОТ. Просим ребёнка украсить слово цветными пуговицами. Когда украшаем прочитываем.


Как мы играли.
Я сказала Полине, что хочу поиграть с ней в новую игру. Полина была заинтригована.
Я достала цветные пуговицы, лист бумаги и карандаш. На бумаге написала слово ДОМ и положила его на столик.

- Полин, смотри, к нам в гости пришло слово!
Дочь, не дожидаясь моего приглашения, быстро прочитала его.
- Это же ДОМ!
- Точно! Поля, ты ничего не слышишь?
Говорю я, наклоняясь над листом со словом.
- Что?!
- Мне кажется, слово ДОМ плачет.
- А почему оно плачет?
- Понимаешь, оно хочет пойти на дискотеку, а нарядного платья нет.

Полина увидела в каком-то мультике дискотеку, и теперь это новое увлечение. Она, даже убирая игрушки, отправляет их в мешок на дискотеку. В Вашем случае можно просто надевать красивое платье или тёплое пальто.

- Давай сделаем слову красивое платье из пуговиц!
- Давай!

Полина стала укладывать пуговицы по линиям. Когда нарядили Д, буква была очень рада.
Затем нарядили О.
- Что получилось?
- До!
- Буква М тоже хочет нарядное платье!

Нарядили М, ещё раз прочитали ДОМ и довольное слово пошло на дискотеку!

Затем я перевернула лист и написала слово КОТ, оно тоже хотело, чтобы его украсили. Полина прочитала слово и вдруг говорит букве К.
- К, давай ты будешь называть цвета пуговиц по-английски, а я буду тебя этими пуговицами украшать!

Как Вы думаете, буква К согласилась? Конечно же, с огромным удовольствием!
Да буква К готова была прыгать от радости!

Я стала называть цвета по-английски, а Полина находила соответствующую пуговицу и украшала слово.
Называю я red  (красный), но есть красная большая пуговица и маленькая. Поэтому надо уточнять размер и тоже по-английски.

Таким образом, мы почитали по-русски и изучили цвета по-английски.

Если Малыш ещё не знает букв, можно украшать буквы. По пуговицам также можно изучать размер и цвет.

Если Вы решили научить Малыша читать, используя кубки Зайцева, то в эту игру тоже можно играть, украшая склады или слова.

Но на этом наши игры не закончились.

Игра «Солим Слово» (Букву, Слог)


На листе бумаги пишем слово, букву или слог, в зависимости от уровня Малыша. Обводим клеем и посыпаем солью. Когда клей высохнет, лишнюю соль встряхиваем. Затем закрываем Малышу глаза, и просим на ощупь угадать буквы, прочитать слово.

Как мы играли.
Полина только что посмотрела мультик «История игрушек». Я решила этим воспользоваться.
- Полин, давай Басу и Вуди (персонажи мультика «История игрушек, игрушка Бас – космический рейнджер, игрушка Вуди – ковбой) напишем письмо.
- Давай! Давай!

Я взяла лист чёрной бумаги и написала на ней БАС. Затем мы с Полиной хорошо посолили слово. Чуть-чуть подождали и стряхнули лишнюю соль. Слово, конечно же, прочитали.

Затем написали слово ВУДИ и тоже посолили.
Перед тем, как определять слово на ощупь, надо дождаться  пока клей хорошо высохнет.

Через полчаса клей высох, и соль приклеилась. Я положила лист со словами на стол, взяла шарф и позвала Полину. Сначала я завязала глаза себе. Полину это очень забавляло! Когда я нащупывала слово, то иногда называла не ту букву. Полина, смеясь, меня поправляла.
Настало её очередь завязывать глаза. Я взяла её ладошки и положила на буквы,  поводила её пальчиками по буквам. Некоторые буквы Полина отгадала, а которые не отгадала, то подсмотрела.
Было весело! Мы получили много положительных эмоций!

Если подобные игры для обучения чтению для  Вас актуальны, рекомендую скачать замечательную подборку игр  Бродниковой Елены Анатольевны. Там Вы найдёте много полезных советов и море замечательных игр.
http://www.danilova.ru/publication/read8_01.htm



Для творческого и интеллектуального развития ребёнка,
С любовью и пониманием,

Климова Ирина

9 коммент.:

Ирина on 28 февраля 2010 г., 12:22 комментирует...

Ирина, каждый раз с удовольствием читаю ваши интересные идеи по развитию ребенка и удивляюсь! Откуда столько фантазии?! Молодцы, так держать

БабочкаЯночка on 28 февраля 2010 г., 18:29 комментирует...

Ирина, а я от вас жду ссылку в коллективный блог. Многим мамам пригодится такой замечательный опыт.

Ирина Климова on 1 марта 2010 г., 8:24 комментирует...

Спасибо большое!

Будем стараться!

Marina Kurvits on 1 марта 2010 г., 15:53 комментирует...

Здорово! Очень понравилась идея с клеем и солью!!!
Обязательно попробую! :)

Анна on 1 марта 2010 г., 18:41 комментирует...

Ирина, какие интересные игры получаются! Я бы и сейчас была заинтригована, если бы мне предложили так поиграть:))) ненавязчиво, неучебно, захватывающе. Для меня пока процесс обучения чтению - загадка, еще ничего не читала про это, а с Сашкой только некоторые буквы смотрели, специально не учим.

verun4ick on 1 марта 2010 г., 20:21 комментирует...

Очень интересные игры. Мы буквы тоже и лепили и писали и рисовали.
На мой взгляд это правилоьно учить не только буквы, но и слова и слоги.
А чтобы научится читать мы перешли на Букварь Жуковой. И даже мой младший, которому учится не очень нравится и буквы он знает не все начал в 3,5 года потихоньку читать из этого букваря слоги.

Ирина Климова on 1 марта 2010 г., 20:43 комментирует...

Ань, постарайтесь скачать презентации, ссылку я указала в посте. В презентации описаны игры. Они действительно того стоят!
Самое интересное, что эти игры можно использовать при обучении ребёнка иностранному языку, даже, когда ходит в школу.

Светлана Билецкая on 1 марта 2010 г., 23:29 комментирует...

Мне очень импонирует, когда ребенка обучают с помощью игры.

Вот, только не могу согласится с вашим высказыванием: "Последующие наши занятия, убедили меня в том, что чем старше становиться ребёнок, тем сложнее его научить читать, тем больше для этого требуется усилий."

У меня есть много примеров из знакомых, которые "поздно" учились читать, а потом быстро перегоняли своих сверстников и читали бегло с пониманием текста.

В вальдорфовской педагогике вообще не учат до 7 лет чтению.

Главный вопрос, который должны задать себе родители "ЗАЧЕМ я это делаю?" "ЗАЧЕМ ЭТО нужно моему ребенку?". Обучение раннему чтению имеет свои "+" и "-".

Лично я думаю, что не стоит этим заниматься до 5 лет.

Ирина Климова on 2 марта 2010 г., 9:12 комментирует...

Очень хорошо, Светлана, что мы все разные и имеем свою точку зрения!

Согласна с Вами, что вопрос "Зачем я это делаю?" задавать нужно.

Хотя бы потому, что обучение чтению не занимает неделю или месяц. Переход к беглому чтению во многом зависит от регулярности занятий, от понимания текста ребёнком, и родителям важно подбирать тексты соответствующие возрасту малыша.

У меня есть много примеров, когда ребёнок рано начинал читать и это ему в дальнейшем здорово помогало.

А был пример, когда малыш научился читать только после пяти лет, не смотря на все старания мамы.

Детки все разные.

Отправить комментарий

Участник ePochta Blog Rating Rambler's Top100
 

Блог Ирины Климовой Copyright © 2010 Designed by Ipietoon Blogger Template Sponsored by Emocutez