Для Развития Математических Способностей

Автор: Ирина Климова на 13:33
В сегодняшнем выпуске я хочу поговорить с Вами о развитии математических способностей наших дорогих малышей.

Скажу честно, в планах у меня была совсем другая статья, но жизнь внесла свои коррективы. Я получила письмо от читательницы рассылки, (письмо с потрясающими идеями, о которых я обязательно расскажу в других выпусках) с просьбой рассказать подробнее о замечательной игре семьи Никитиных «Точечки».

На мой взгляд, эта игра незаслуженно забыта. Если другие игры Никитина Б.П. на слуху, такие как: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб», то о «Точечках» пишут и говорят мало. А ведь это отличный тренажёр для развития математического мышления, обучению счёту и сложению!

К своему стыду я с Полиной в эту игру ещё не играла, хотя давно уже купила цветной картон. Взяла с себя обещание, что на этой недели обязательно её сделаю. Ведь игра действительно потрясающая! Она закладывает ребёнку понимание числа. Ведь Число – это не абстрактное понятие, оно должно быть чётко привязано к жизни, к физическому миру, если хотите.


Кстати, Вы знаете, чем отличается Цифра от Числа?
А сколько всего Цифр?

Недавно, была в гостях у друзей, спрашиваю:
- Как вы думаете, сколько всего цифр?
- Конечно, десять!
- А перечислите, пожалуйста.
- Да, пожалуйста: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
- А десять – это цифра или число?

Кстати, цифр действительно десять: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
А из цифр состоят числа.

Некоторые родители хотят, чтобы ребёнок, как можно быстрее, научился считать в уме. Зачем? Он будет это делать только тогда, когда числа будет привязаны к реальным предметам или к их изображениям. Да, хотя бы к точкам!
 

Как сделать игру.
На цветном картоне начертите 44 квадрата (60х60), нарисуйте на них точки и цифры, как показано на рисунке.

На красных квадратах точки располагаются линейно.
На жёлтых – по треугольнику.
На зелёных - по окружности и в центре.

Величина точек должна быть не менее 5 мм  диаметром, т.е. это даже не точки, а маленькие чёрные кружочки.

Квадраты будут 4 видов: красные, жёлтые, зелёные с чёрными точками и белые с чёрными цифрами.
Для хранения квадратов лучше сделать коробку с крышкой (60х65х90мм). Внутри коробки можно сделать перегородку (1/4 длины), чтобы складывать отдельно квадраты с точками и квадраты с цифрами.

Как играть.
Борис Павлович рекомендовал начинать играть с малышом в эту игру уже с 1,5-2х лет. Конечно же, для таких малышей нужен игровой сюжет, нужен увлечённый взрослый, который будет чутко поддерживать каждый успех малыша.
Если игра не идёт, можно отложить игру на время.

Ещё совет, чтобы интерес ребёнка к игре не угасал, доставайте её только для игры. Не нужно давать карточки ребёнку просто так, чтобы погрыз и т.д. Поиграли, убрали.

Задания к игре.
В зависимости от возраста ребёнка и его математических знаний, подбираем задания к игре. От простого к сложному.
Если Ваш малыш знает цвета и счёт до 10, то можно начинать с 4 задания.

1. Разложить квадраты по цвету.
Для этого высыпьте квадраты на стол, а малышу скажите: «Давайте наведём порядок в квадратах!» (лучше на фоне какой-нибудь сказочной ситуации).
Для этого надо:
а). перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы видны были точки;
б). собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло 4 стопки;
в). Разложить их в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета.
От маленьких, не умеющих считать, не надо добиваться никакого порядка, а похвалите, какие красивые цветные дорожки у них получились.

2. Разложить квадраты чуть-чуть по порядку.
Предложите ребёнку разложить квадраты по цвету – жёлтые, зелёные, красные (как в задании 1). Затем в каждом ряду найти квадраты без точек, положить их первыми слева и затем рядом квадраты с одной точкой.
Квадраты, где нет точек («ноль точек») узнают даже не умеющие считать, поэтому такое задание как раз для малышей, которые знают только два числа: «один» и «много».

3. Разложить красные квадраты по порядку.
Постепенно малыш раскладывает правильно квадраты от 0 до 2 точек, потом до 3, 4 и т.д. Остальные квадраты пусть следуют в беспорядке, хотя иногда дети укладывают их примерно правильно, чувствуя интуитивно, на глаз, где больше точек и где меньше.

4. Разложить все квадраты по порядку.
Когда ваш ребёнок освоит счёт до 10, то ему можно предложить сначала 1 ряд с точками, затем прейти к раскладыванию 2 и 3 рядов одновременно.
- Кто найдёт быстро, где лежит квадрат с 5-ю (с 6-ю, 7-ю и т.д.) точками?
- Кто сумеет положить квадраты с цифрами по порядку?

5. Сколько квадратов?
Уберите предварительно из коробки жёлтый квадрат без точки и 2 зелёных (ноль и одна точка), и пусть ребёнок ответит, сколько зелёных (красных, жёлтых, белых) квадратов в одном ряду? В каком ряду их больше? Для этого надо разложить все квадраты по порядку, а потом только считать их.

6. Сколько точек?
Сколько точек на 5 первых зелёных квадратах (на 5 жёлтых, красных)? Сколько точек на 6, 7, 8, 9 квадратах?

7. Подбираем пары.
Какие квадраты сложить по 2 вместе, чтобы получилось в каждой паре квадратов по 10 точек? (0+10, 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5)
Какие квадраты надо сложить по 2, чтобы получилось по 9 точек в каждой паре квадратов?

8. Сколько всех квадратов в игре?
Сначала можно спросить, сколько белых квадратов, затем, сколько цветных, сколько квадратов каждого цвета?

9. Сколько точек в одном ряду квадратов (жёлтом, красном, зелёном)?
Чему равна сумма чисел на квадратах с числами? Если вспомнить задание 7, то можно, почти не считая, сразу сказать результаты, потому что вместо счёта единицами тогда можно считать десятками. Но к такому способу надо прийти обязательно после обычного пересчёта, чтобы видна была громадная разница в обоих способах.

10. Сколько точек в 3 рядах квадратов?
В заданиях 9 и 10 будет вырабатываться система быстрого и безошибочного счёта, которую потом можно будет применять в самых разных случаях, причем безошибочность является не менее ценным преимуществом, чем быстрота работы.

11. Что одинакового в квадратах одного ряда?
Такой вопрос можно задать после обычного «разложи по порядку» и отметить себе, что заметит ребёнок из имеющейся в ряду общности (одинаковая форма всех карточек – квадраты, размер квадратов, цвет, материал, цвет и размер точек на карточках; порядок размещения точек на карточках – по кругу, по треугольнику, по линиям и др.).
Что одинаково в карточках всех 4 рядов?

12. Сложи стопку.
Можно ли разложить все цветные квадраты в стопки по 10 точек в каждой?
По 9 точек в каждой? (Отложив в сторону лишь квадраты с 10 точками.)
По 15 точек в каждой? Сколько таких стопок получится?

13. Что различного в квадратах?
а). Есть ли в игре два совершенно одинаковых квадрата?
б). Что различного в квадратах одного ряда?
в). Чем различаются квадраты всех 3 рядов? (Цветом каждого ряда, количеством точек в квадратах одного ряда, расположением точек на квадратах разных рядов и др.)

Этими заданиями не исчерпывается познание свойств 44 квадратов, и, когда вы начнёте играть, то, конечно, придумаете ещё много других заданий.

Описание и здания игры написаны по материалам книги Б.П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры».  Я очень рекомендую её приобрести, ещё она может называться «Интеллектуальные игры».

Конечно, чтобы развить математические способности у детей, одной игрой ограничиваться не стоит. Нужны игры на развитие логики, сходства и различия. Активно использовать счётный материал.
Кстати, считать можно всё что угодно! Ложки, сушки, ступеньки на лестнице и т.д.

Я, например, люблю использовать небольшие математические сказки, которые поощряют дочку к счёту и арифметическим действиям. Сказку можно рассказывать на ночь или когда попали в пробку, чтобы не скучать.
Одну из таких сказок можно найти здесь: «Храбрый мышонок».


Для творческого и интеллектуального развития ребёнка,
С любовью и пониманием,

Климова Ирина

0 коммент.:

Отправить комментарий

Участник ePochta Blog Rating Rambler's Top100
 

Блог Ирины Климовой Copyright © 2010 Designed by Ipietoon Blogger Template Sponsored by Emocutez