Химия для малышей

Автор: Ирина Климова на 8:42
Приглашаю вас и вашего малыша на урок химии! Не пугайтесь, здесь не будет скучных формул, мы будем ставить опыты!
    
Серёжа сидел в кресле и смотрел мультфильмы. Скоро они ему надоели, а новое занятие он никак не мог себе найти. Тогда папа, увидев метания сына по квартире, решил поиграть с Серёжей в урок химии. На этом уроке Серёжа познакомится с растворами.
    
      Что для этого нужно? Растворять можно всё, что угодно, и это всё мы возьмём на кухне.
      3 ч.л. соли в миске.
      3 ч.л. сахара в миске.
      Пол стакана молока.
    
      Ещё понадобятся:
      3 пустых прозрачных стакана.
      2 чайных ложки.
      Пластмассовый пол-литровый ковшик с водой.
    
Лучше всего проводить такие опыты на столе, но если нет такой возможности, на полу тоже будет не плохо.

Сережа внимательно смотрел, как папа застилает пол детской клеёнкой, а сверху простынкой. 
- Это зачем? - спросил Серёжа.
- Чтобы наши растворы далеко не убежали. – с улыбкой ответил папа. – Это у нас экспериментальная зона. 


Потом в экспериментальной зоне появились все необходимые ингредиенты, описанные выше. Приготовление экспериментальной зоны полностью поглотило внимание ребёнка и Серёже не терпелось заняться чем-то новеньким.

Когда всё было готово, папа сказал:
-  Сегодня мы с тобой будем играть в химию, и изучать растворы. У нас есть вещества: соль, сахар и молоко. Давай опытным путём проверим, растворяются ли они в воде.
Налей воду из ковшика по трём стаканам. Постарайся, чтобы воды в стаканах было одинаковое количество.

Сережа с энтузиазмом стал наливать воду по стаканам. Хотя Серёже было уже три года, оказалось, что дело это не простое, вода не всегда попадала в стакан, вот когда пригодилась простынка и клеёнка.

Когда Серёжа справился с этим, папа сказал:
 - Теперь в первый стакан добавь пару ложек соли и хорошо размешай. У соли есть химическое название - NaCl.
Серёжа взял чайную ложку и добавил в стакан соли. Процесс размешивания ему очень понравился. Серёжа не удержался и сунул солёную ложку в рот.
- АААА. Голькая! – завопил малыш.

 Папа покачал головой и сказал:
 - Запомни, когда занимаешься химией ни вещества, ни растворы в рот брать нельзя! Понял?

 - Угу. – сказал Серёжа, вытирая язык.
 - Отлично! Посмотри, что у тебя получилось. Растворилась соль в воде?
 Серёжа внимательно смотрел в стакан, и озадачено спросил:
 - Она, что плопала?
 - Не пропала, а растворилась!
 - Точно, растволилась.
 - Значит это РАСТВОР!

    
 - Теперь, следующий опыт! Зачерпни ложкой сахар и положи во второй стакан с водой.
 Серёжа так и сделал, стал размешивать. Папа отвлёкся на минутку, а когда повернулся к сыну, то увидел, что он с удовольствием хлебает получившийся сироп ложкой.
 - Сладко! – сказал Серёжа, облизывая ложку.
 - Серёжа, - сказал папа, – Мы же договорились, что на химии ничего пробовать не будем.
 Серёжа с сожаление положил ложку.
 - Посмотри, растворился сахар в воде?
 - Да. – сказал Серёжа, заглядывая в стакан.
 - Здорово! У нас получился РАСТВОР!

    
 - Теперь, поставим опыт молоком. Налей, пожалуйста, молоко в наш третий стакан с водой.
 Серёжа так и сделал,  начал мешать.
 - Посмотри, - сказал папа, - Молоко растворилось в воде?
 Серёжа смотрел в стакан на мутную белёсую жидкость и не знал, что ответить.
 - Смотри, вода не прозрачная, значит, молоко в воде не растворилось, а образовало эмульсию.


Эмульсия – это, жидкость, в которой капельки другой жидкости не растворяются.
- Клуто! – выдохнул Серёжа.
- Итак, у нас получилось два раствора и одна эмульсия!

    
Затем папа позволил Серёже переливать воду и получившиеся растворы как ему хочется. Началось самое весёлое действо, но очень полезное для развития Серёжи. Серёжа слил все растворы и эмульсию обратно в ковшик, а потом опять стал разливать по стаканам и мискам. И так несколько раз.

Папа, с удивлением, обнаружил, что для малыша такое не хитрое действие, как наливание или переливание воды очень сложный процесс, но интересный. Малыш с удовольствием лил воду, много разливал, не сразу понял, как надо наливать из ковшика, чтобы не пролить. Когда Серёжа проливал воду, папа его не ругал. Подбадривал, а когда у сына всё получалось, хвалил. Серёжа получил огромное удовольствие от урока и не хотел его заканчивать. Папа пообещал, что завтра они снова поиграют в химию.

Зачем нужна такая игра?

Во-первых, ребёнок в подобной игре развивает особые качества ума – это наблюдательность, умение сопоставлять, находить тождества, различия и закономерности.

Во-вторых, мы можем уже в таком раннем возрасте познакомить малыша с основными понятиями химии, в результате, как минимум у него не будет проблем и непониманий этого предмета в школе. Не бойтесь называть вещи своими именами. Это для нас натрий хлор (соль) страшное название, а для любого малыша это такое же слово, как марка машины или название мультика. Он или она одинаково всё запомнят.

В-третьих, никто, кроме нас, уважаемые родители, не будет играть с нашими детьми в подобные игры, ни в садике, ни в школе. Поэтому только мы сами можем заложить фундамент способностей нашего ребёнка и тем самым здорово облегчить ему жизнь.

1 коммент.:

Ирина Климова on 12 января 2010 г., 8:33 комментирует...

Моей дочке Полине игра эта очень нравится.
- Мама, давай в химику поиграем?!

Больше всего её привлекает, что можно переливать воду по разным стаканчикам и баночкам. Я обычно специально подбираю посуду разную по объёму.
Что меня удивило.
Берёт большой стакан с водой и выливает в маленький стаканчик всю воду, несмотря на то, что вода проливается. Раз играем, два играем, картина повторяется. Спрашиваю: «Поль, как ты думаешь, почему вода выливается из маленького стаканчика?»
Несколько секунд подумала, отвечает: «Потому что стакан маленький». После этого стала не всю воду сразу плескать, а отольёт чуть-чуть, проверит, есть ли место, и снова льёт.

Оказывается, для маленького ребёнка перелить жидкость из одной посуды в другую не так то просто. Сначала я была очень удивлена, а потом думаю, ничего удивительного. Где ей учиться. Разве я разрешала ей чего-нибудь самой налить. Не дай Бог разольёт ещё!

Отправить комментарий

Участник ePochta Blog Rating Rambler's Top100
 

Блог Ирины Климовой Copyright © 2010 Designed by Ipietoon Blogger Template Sponsored by Emocutez